1. Журнал
  2. Безопасность
  3. За что банки могут заблокировать карту и как быть, если это случилось
Назад

За что банки могут заблокировать карту и как быть, если это случилось

Есть ситуации, когда банк вынужден заблокировать карту: например, если с нее снимают наличные много раз подряд или пытаются оплатить покупку на неблагонадежном сайте. Разбираемся с основными причинами блокировки, выясняем, как ее не допустить и что делать, если это все-таки случилось.

Может ли банк заблокировать карту?

Да, но только в определенных случаях.

Банковская карта — надежное средство хранения денег, банк обязан их сберегать. Поэтому карту блокируют, когда есть основания полагать, что платежи и снятие наличных происходят без согласия владельца, то есть картой пытаются воспользоваться мошенники. Чтобы защитить деньги на счете, банк временно приостанавливает действие карты на основании закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Также карту могут заблокировать из-за нарушения ее владельцем порядка использования карты и иных условий, предусмотренных заключенным с банком договором.

Но — обо всем по порядку.

Причины блокировки карты

1. Совершен нетипичный съем наличных или перевод

Если с карты начинают снимать деньги ночью или в течение суток снимают их многократно, банк может заподозрить, что карта попала к постороннему человеку. Кроме того, банк может остановить подозрительный платеж или перевод.

Обнаружив нетипичные операции, сотрудники банка звонят клиенту и просят подтвердить конкретные подозрительные операции. Если операция уже прошла, отменить ее невозможно.

Также клиент может сам обратиться в банк. В этом случае он подтверждает свою личность. Если операция легитимная, то блокировка снимается. Открывать новую карту и переводить на нее деньги при этом не нужно.

2. Покупки и другие операции за рубежом

Банк обязан анализировать геолокацию операций. Вопросы может вызвать покупка, снятие наличных и другая операция, которую вы совершаете впервые в новом для себя регионе за границей. Чтобы этого не произошло, стоит заранее предупредить банк о предстоящей поездке за границу.

В таких случаях перед блокировкой банк обычно связывается с клиентом, чтобы убедиться в подлинности транзакции. Но так происходит не всегда. Бывают случаи, когда вначале карту блокируют, а уже потом сотрудники банка начинают выяснять, действительно ли операции совершает владелец.

После подтверждения операции клиента карту разблокируют.

3. Потенциально опасные онлайн-платежи

У банков есть реестр ненадежных сайтов. Их взламывают или подделывают преступники, такие сайты могут незаконно списывать деньги с карты. Поэтому в некоторых случаях операции, проводимые через сайты из этого списка, отклоняются. Будьте осторожны: если операция уже проведена и заверена СМС-кодом, вернуть деньги на карту не получится.

Признаки неблагонадежного сайта:

— URL-адрес сайта начинается с http, а не с https;

— вы перешли на сайт через сомнительно выгодную рекламную акцию;

— контент сайта плохо разработан, встречаются неработающие ссылки;

— для оплаты запрашивают реквизиты вашей карты и смс-код, но в смс с кодом сумма и назначение оплаты может отличаться от ожидаемого.

4. Неверно указан ПИН-код

Если ПИН-код введен ошибочно до пяти раз подряд (в зависимости от правил конкретного банка), то банк автоматически блокирует карту. Некоторые банки после неверных попыток ввести ПИН-код блокируют карту насовсем. В этом случае необходимо будет перевыпустить карту или обратиться для ее разблокировки в офис банка.

Если вы понимаете, что забыли ПИН-код, не стоит пытаться его угадать, вводя снова и снова до блокировки карты. Вы можете сменить его через мобильное приложение банка.

5. Банк лишился лицензии

Иногда Центробанк отзывает у кредитной организации лицензию. С этого момента банк не может работать и прекращает все финансовые операции. Информация с банковской карты направляется в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). АСВ выбирает банк, через который будет возвращать клиентам их деньги, но не более 1,4 млн ₽. Если на карте больше 1,4 млн ₽, вернуть их тоже можно, но — после того, как государство продаст имущество закрывшегося банка.

6. Истек срок действия карты

Когда срок действия карты истекает, ее блокируют. Некоторые банки перевыпускают карту автоматически. Новая карта привязана к старому счету, поэтому открывать еще один не нужно. Пока новой пластиковой карты на руках нет, можно использовать виртуальную. Это карта, которая выпускается в банковском приложении. В последнее время распространена практика продления сроков действия карт, о возможности использовать карту после истечения срока ее действия подскажут в службе поддержки банка.

7. Подозрение в нарушении налогового законодательства

Если на карту приходят постоянные переводы с одной и той же суммой, банк может заподозрить, что владелец занимается незаконным предпринимательством — и карту заблокируют. Вслед за блокировкой может поступить запрос из налоговой.

Чтобы вопросов не возникало, постоянный доход стоит проводить официально. Например, зарегистрироваться в качестве ИП по упрощенной системе налогообложения и платить 6-8% с дохода.

8. Нарушены условия заключенного с банком договора

В договоре, на основании которого банком предоставляется карта ее владельцу, банк может предусмотреть дополнительные условия приостановления действия карты в одностороннем порядке.

Одним из таких условий является непредоставление в банк владельцем карты актуальных идентификационных сведений, а также иной информации и документов по запросу банка, необходимых ему для соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

Поэтому своевременно сообщайте банку об изменении своих идентификационных данных (адрес, контактная информация, документ, удостоверяющий личность). При получении запроса от банка вовремя предоставляйте документы и пояснения.

Как узнать, что карта заблокирована

Узнать, что карту заблокировали и она не работает, можно несколькими способами:

  • Обычно от банка приходит СМС-сообщение о блокировке
  • Если СМС не поступило, посмотрите информацию в мобильном приложении банка. Если карта заблокирована, там появится информация
  • Позвонить на горячую линию банка. Номер телефона указан на обратной стороне карты и на сайте банка. Оператор подскажет статус и причину блокировки
  • Через банкомат. Если карта заблокирована, не получится узнать даже баланс счета. При этом банкомат может задержать заблокированную карту, в частности, после превышения числа некорректных попыток ввода ПИН-кода
  • Обратиться в отделение банка

Как снять деньги, если карту заблокировали

Деньги с заблокированной карты снять через банкомат не получится. Если заблокирован не счет, а только карта, наличные можно получить так:

  • Через кассу в любом отделении банка по паспорту
  • Перевести со счета карты на другой счет
  • Если карта заблокирована по вашей инициативе (а не по инициативе банка), можно временно снять блокировку карты и снять деньги в банкомате
  • Выпустить виртуальную карту и воспользоваться ей в банкомате, если предусмотрен выпуск дополнительной виртуальной карты к тому же счету. Способ проведения операций зависит от вашего банка и возможностей вашего мобильного устройства

Как разблокировать карту

Способ разблокировки карты зависит от причин, по которой она не работает. В целом, помогают такие варианты:

  • Самостоятельно разблокировать карту через приложение или в личном кабинете на сайте банка. Как правило, так разблокировать можно только временно заблокированную этим же способом карту
  • Обратиться в отделение банка. Если есть просроченная задолженность, например по кредиту, перед разблокировкой ее нужно погасить
  • Если на карту наложен арест судебными приставами, для разблокировки необходимо будет исполнить решения суда и погасить задолженность
  • Предоставить в банк необходимые сведения и документы, если от банка поступали соответствующие запросы

Сколько времени занимает разблокировка

Все зависит от причины, по которой заблокирована банковская карта:

  • Моментально (если карта неименная — в течение дня), как только клиент обратился в банк через приложение, позвонил в контактный центр или самостоятельно пришел в отделение. При условии, что у банка и государства нет вопросов к законности операций.
  • 24 часа, если неверно введен ПИН-код. Уточните статус карты в службе поддержки банка. Карта может разблокироваться автоматически, а может требовать визита в банк.
  • После рассмотрения банком предоставленного по его запросу полного пакета сведений и документов.
  • От 4 рабочих дней после погашения задолженности, если карта заблокирована по решению суда.

Коротко о главном

Банковская карта — надежный способ хранения денег и удобный инструмент для оплаты покупок. Однако иногда банк блокирует карты. Чтобы этого не произошло, стоит соблюдать базовые правила:

  • Не нагружать входящими переводами одну карту
  • Проводить по картам реальные покупки и платежи
  • Предупреждать банк о предстоящих поездках за границу
  • Вовремя сообщать банку об изменении своих идентификационных данных (адрес, контактная информация, документ, удостоверяющий личность)
  • Своевременно и в полном объеме предоставлять в банк документы и пояснения в рамках запросов
    Обновлено: