1. Журнал
  2. Инновации
  3. Тренды в мобильном банкинге: от ИИ-ботов до сервисов для маркетплейсов
Назад

Тренды в мобильном банкинге: от ИИ-ботов до сервисов для маркетплейсов

Отправить банковский перевод через «ВКонтакте», оплатить покупку смартфоном по QR-коду, получить от банка индивидуальный совет по накоплениям. Рассказываем об этих и других технологиях мобильного банкинга, которые стали популярны в 2023 году.

Переход в мессенджеры и мобильные версии интернет-банка

Когда из AppStore и PlayMarket пропали приложения некоторых российских банков, финансовые организации начали искать новые каналы взаимодействия с клиентами — и нашли.

На смену мобильным приложениям пришли PWA (Progressive Web App — «прогрессивное веб-приложение»). Это решение пользователь тоже скачивает на смартфон (прямо с сайта банка), но работает оно через браузер. Новинку ввели Газпромбанк, Сбер, Россельхозбанк, Росбанк.

Технология PWA ускоряет взаимодействие с сайтом и упрощает путь пользователя. А еще поможет, если мобильное приложение будет какое-то время недоступно.

Многие финорганизации предложили клиентам закрепить иконку сайта на рабочем столе смартфона, чтобы быстро получать доступ к картам и счетам. Минус такой опции — не работает привычная аутентификация пользователя по лицу или отпечатку пальца: каждый раз при входе нужно вводить пароль.

Часть банков теперь работают с клиентами прямо в соцсетях. Например, запустили сервисы на базе «ВКонтакте», где можно посмотреть баланс счета и отправить перевод другому человеку.

Упрощение платежей

Когда владельцы смартфонов потеряли возможность оплачивать покупки бесконтактно с помощью Apple и Google Pay, многие банки РФ сделали собственные pay-сервисы взамен ушедшим.

К примеру, Газпромбанк запустил новый платежный сервис Gazprom Pay. С его помощью можно оплачивать покупки смартфоном на базе Android в одно касание, а также безопасно платить в интернете без ввода данных карты.

Еще одна относительная «новинка» — платежные стикеры, которые прикрепляются к смартфону и выполняют функции бесконтактной карты. А чтобы не нужно было носить с собой карту и вводить ее данные вручную, получили распространение платежи по QR.

Сервисы для онлайн-торговли

В прошлом году РФ вышла на первое место в мире по темпам роста онлайн-торговли: объем продаж возрос на 38% — почти до 6 триллионов рублей, сообщили в аналитической компании Data Insight. Более половины этого денежного объема вращается на маркетплейсах.

Тренд отразился и на работе банков. Многие стали предлагать сервисы для помощи предпринимателям, которые хотят выйти на маркетплейсы. С помощью этих решений можно торговать на Wildberries, Ozon и других площадках — «нащупать» нишу, запустить продажи, настроить рекламу.

Задача на перспективу в этом направлении для банков — создать единый инструмент для бизнес-клиентов, который объединит и сервис для интернет-торговли, и бухгалтерию, и многое другое.

Усиление безопасности

Звонки лже-служб безопасности банка, подозрительные ссылки в сообщения и письмах — из-за деятельности мошенников многие россияне боятся использовать мобильный банк. По информации Центробанка, за первые три месяца 2023-го со счетов клиентов банков в России украли 4,5 млрд ₽.

Для совершенствования систем безопасности финансовые организации развивают и внедряют биометрические технологии. Вход в мобильный банк по Face ID или отпечатку уже стал привычным, а скоро, вероятно, появится и возможность доступа по рисунку вен на ладони.

Чтобы выявлять мошеннические действия наперед, банки разработали системы обнаружения аномалий. В них также задействованы нейросети. Они анализируют поведение пользователей и приостанавливают доступ при обнаружении нетипичных операций. Например, когда клиент совершает много мелких переводов за короткий промежуток времени.

Чат-боты могут больше

Нейросети и чат-боты давно помогают наладить внутренние процессы в банках: анализируют загрузку филиалов и банкоматов, принимают решения об открытии новых отделений, составляют расписание для сотрудников. Теперь они все активнее внедряются и в клиентский сервис. Чат-боты экономят банкам миллионы рублей на кол-центрах: круглосуточно отвечают на вопросы пользователей, подключают услуги и выполняют базовые операции, например, предоставляют выписки по счету.

В 2023 году набирает обороты тренд на более человечных ботов: разработчики стремятся научить алгоритмы оценивать эмоции человека при обращении и точно предлагать решения проблемы, исходя из контекста.

Персонализация

Персонализация цифровых сервисов совершенствуется год от года. И в 2024-м банки продолжат искать способы стать ближе к клиенту и предложить продукты, подходящие конкретному человеку именно сейчас. Компании, которые персонализируют продукты, растут на 40% быстрее конкурентов.

Также исходя из истории ваших транзакций вам могут быть предложены особые кредитные условия или советы по инвестициям. Для работы с большими объемами подобных данных банки внедряют искусственный интеллект и другие биг-дата технологии.

Больше, чем мобильный банк

Мобильный банк давно перестал быть только инструментом для контроля своего счета. Он объединяет разные сервисы в одно пространство, где клиент может комфортно распоряжаться финансами и получать множество других услуг. В их числе:

  • страхование
  • покупка туров и авиабилетов
  • инвестирование
  • доступы к государственным услугам
  • услуги для предпринимателей
Например, в мобильном приложении Газпромбанка клиент может за минуту открыть счет, оплатить счета за ЖКХ, госуслуги, штрафы, налоги и обучение. А еще — быстро оформить вклад или займ, посмотреть свой кредитный рейтинг, перевести деньги в страны СНГ и обменять валюту. Все это с интуитивно понятным интерфейсом.

Несмотря на все внешние обстоятельства, мобильный банкинг в России продолжает стремительно развиваться: появляются новые сервисы и способы управления деньгами, растет качество услуг. Путь клиента до необходимой ему опции сокращается до двух-трех шагов. В этом помогают и нейросети, и биометрия, и другие технологии.

Обновлено: